Законотворчество под ёлкой.

Конец декабря, по уже сложившейся российской традиции, ознаменовался появлением целой россыпи новых федеральных законов. Подробности – в нашем обзоре.

Поводом для демарша стал объемный законопроект Минэкономики, вносящий изменения в действующий закон о госрегистрации недвижимости: он вступил в силу чуть более года назад — и уже 20 раз подвергся модификации.

Целью законопроекта (он вносит изменения в 218-ФЗ «О госрегистрации недвижимости»), разработанного по поручению правительства, является приведение законодательства в соответствие с правоприменительной практикой и сокращение сроков регистрации договоров участия в долевом строительстве. При этом 130-страничный документ изменяет и дополняет 52 из 72 статей действующего закона, в который (с момента принятия в 2015 году) изменения вносились уже 20 раз. По мнению президентских юристов, масштаб предлагаемой реформы «превышает все разумные и допустимые пределы» и свидетельствует о «чрезвычайно низком уровне законопроектной работы» при подготовке действующего закона.

Впрочем, критикой конкретной законодательной инициативы совет не ограничился. Частое и масштабное изменение действующих норм является сложившейся практикой, что наносит колоссальный урон законодательству и правопорядку в целом, полагают там. Возведенная в принцип изменяемость федеральных законов приводит к утрате ими нормативного свойства, исключая возможность их применения в течение сколько-нибудь длительного времени, не говоря уже о формировании устойчивой судебной практики. «Такое положение дел является не просто нетерпимым с профессиональной юридической точки зрения, но и угрожающим формированию в гражданском обществе стереотипных моделей законопослушного поведения, поскольку почти любая норма почти любого закона фактически становится «одноразовой» и так воспринимается правоприменителями»,— отмечается в проекте заключения.

Попытку исправить недостатки действующего закона о регистрации в совете также признали неудачной: многие новеллы оказались не лучше заменяемых норм. Кроме того, эксперты выступили против ряда принципиальных положений документа. Так поправки обязывают Росреестр вносить в ЕГРН сведения о запрете на сделки с недвижимостью, принадлежащей организациям и физлицам, заподозренным Росфинмониторингом в финансировании терроризма, но не включенным в соответствующий перечень. Предложения Минэкономики «свидетельствуют об ошибочном понимании разработчиками целей и задач самого существования государственного реестра» и его публичной достоверности, полагают эксперты. «Попытки превратить его в карательный орган, действующий в рамках непрозрачных административных процедур, должны отвергаться законодателем решительным образом»,— подчеркивают они. («Строительная Россия»)