Быть ли улице Ленина пешеходной?

В регионе есть много проектов и решений, инициированных представителями власти, которые сталкиваются на последнем этапе с протестом со стороны общественности

«В регионе есть много проектов и решений, инициированных представителями власти, которые сталкиваются на последнем этапе с протестом со стороны общественности, — сказал недавно врио губернатора Новосибирской области Андрей Травников, комментируя спорное перекрытие автомобильного движение на отдельном участке улицы Ленина в Новосибирске с превращением ее в чисто пешеходную зону. — Проекты, которые затрагивают интересы людей, надо обсуждать с депутатами и общественностью. В ситуации с улицей Ленина и созданием там новосибирского Арбата нужно было провести опрос и услышать мнения «за» и «против».

История вопроса («про них»)

В США из 200 пешеходных молов (пешеходных зон) построенных за период 1960-1980-х годов, в «живых» на сегодняшний день осталось только 15. В чем причина такой высокой «смертности» подобных градостроительных новообразований у них?

Во-первых, и это самое важное, губительным оказывается недостаток парковочных мест на прилегающих улицах, что делает эти зоны неудобными для посещения. В итоге улицы, «свободные от автомобилей», поневоле становятся свободными и от пешеходов.

Во-вторых, городские власти и собственники недвижимости в ряде случаев оказались не способны эффективно управлять пешеходным молом на постоянной основе, отчего закрытые для автомобильного движения улицы постепенно приходили в упадок.

В-третьих, как показала североамериканская практика, одних магазинов недостаточно, чтобы привлечь поток посетителей.

Про нас

Как с описанными выше обстоятельствами согласуется идея создания пешеходной зоны на улицы Ленина в Новосибирске?

«Живой» на самом деле является только половина нее. На восточном конце есть центры притяжения – площадь Ленина, киноцентр, супермаркет. На западном конце имеем два офисных здания, театр «Красный факел» и жилые кварталы – в общем-то, не такие сильные центры притяжения для праздношатающихся. Кроме того, в выходные дни там всегда безлюдно! Таким образом, планируемая пешеходная дорога в несколько сот метров оказывается на поверку дорогой в никуда!

Что делать? Какой сделать шаг в сторону создания пешеходной зоны?

Первый шаг – пешеходная зона, будучи элементом пешеходной системы города должна быть связанной, непрерывной системой. Это значит, что в начале и в конце пешеходной зоны, должны появиться ключевые объекты, порождающие пешеходное движение и увеличивающие привлекательность пространства. Основополагающее качество пешеходной улицы – ее функциональная наполненность. В большинстве случаев это достигается путем активизации торговой деятельности.

Второй шаг – обеспечить транспортную доступность этой зоны, которая зависит от достаточного и близкого расположения стоянок транспорта (здесь, в частности, подразумевается реанимация проекта строительства подземной парковки под площадью Ленина).

Общие выводы

Улица Ленина на сегодняшний день не в полной мере отвечает требованиям, соблюдение которых необходимо для успешного создания пешеходной зоны.

Тем не менее, локализованный ее участок в границах улиц: Советская, Урицкого в качестве пилотного проекта может быть приспособлен для целей создания здесь пешеходной зоны (пешеходного мола), без ущерба для сложившейся здесь исторически городской инфраструктуры – жилой (тихий центр), общественной, культурно-исторической и транспортной.

Профессор НГАСУ (СИБСТРИН)

Евгений Загороднов

Фото: Gelio (Слава Степанов)