А дустом не пробовали?..

Изменения в законодательстве о долевом строительстве: новое бремя для строителей

Застройщики недовольны изменениями в законодательстве о долевом строительстве, вступающими в силу в 2017 году – потому что они не ведут к реальной защите дольщиков, а лишь генерируют административные барьеры и очередные финансовые поборы.

«Изменения, которые ежегодно вносились в 214-й федеральный закон, регламентирующий участие граждан в долевом строительстве, в 2016 году обрели беспрецедентные масштабы, – отмечает член Общественного совета при Госстройнадзоре Новосибирской области Лариса Гильмутдинова. – Но самое главное, упомянутые изменения, внесенные в законодательство в целях защиты прав дольщиков, являются спорными».

Эксперт напоминает, что в июле 2016 года был принят 304-й федеральный закон, внесший глобальные изменения в 214-ФЗ и в ряд других законодательных актов. Основная направленность изменений – ужесточение правил игры на рынке долевого строительства. «Да, к сожалению, несмотря на неблагоприятную экономическую ситуацию, решение о принятии упомянутых ужесточающих мер все же было принято. На мой взгляд, необходимость таких шагов весьма сомнительна», – говорит Лариса Гильмутдинова.

Одна из главных новых норм вступила в силу сразу после принятия 304-ФЗ, 4 июля 2016 года. Она касается создания государственного компенсационного фонда. Интересно, что фонд не заработал нормально до сих пор, зато уже успел сменить руководителя (вначале его обязанности исполняла бывший депутат Госдумы Елена Николаева, а с 9 марта руководителем назначен глава АИЖК Александр Плутник). «Минстрой РФ уже полгода обещает, что фонд вот-вот заработает, но этого не происходит. Очередной срок – 1 июля 2017 года», – отмечает эксперт.

Другая спорная новация связана с уставным капиталом застройщиков. С 1 июля 2017 года минимально допустимый уставный капитал для компании застройщика, без которого он не имеет права работать на рынке, должен составлять от 2,5 млн. рублей – если он строит в пределах 1500 квадратных метров в год, до 1,5 млрд. рублей – если до 500 тыс. кв. метров в год. К сожалению, не уточнено, как правильно исчислять эти площади – учитывать ли площади мест общего пользования в жилых домах, и т.д.

Еще одна новация, являющаяся серьезным административным барьером: с 1 июля застройщики обязаны получать заключение о соответствии своей компании требованиям статьи 3 (часть 2) ФЗ-214; кроме того, требуется отдельное заключение о соответствии проектных деклараций нормам статей 20 и 21 того же ФЗ-214.

«Раньше эти заключения были не нужны, для работы по 214-ФЗ застройщику было достаточно иметь разрешение на строительство – оно само по себе подтверждало, что застройщик готов выполнить взятые на себя обязательства. Но теперь заключения стали обязательными, явив собой административный барьер не только для застройщиков, но для самих контролирующих органов, еще не в полной мере владеющих механизмами новоиспеченных проверок, – разъясняет Лариса Гильмутдинова. – Более того, застройщику необходимо как-то суметь сориентироваться, и в срок до 60 дней с момента получения упомянутых положительных заключений успеть подать первый пакет документов для регистрации ДДУ. Кто не успеет – у того упомянутые заключения считаются устаревшими, и он должен идти за ними повторно – а значит, снова собирать и подавать соответствующие документы, снова ждать 30 дней».